Самооценка личности подростка

В переходном возрасте неизменно наступает период, когда подросток стремится к самопознанию, постижению собственного «Я», принятию своих сильных и слабых качеств, установлению личностных границ. В это время закладываются основы самооценки — неотъемлемого элемента сознания человека. Правильно сформированная идентификационная деятельность помогает ребенку развить атрибуты личности, которые позволят в дальнейшем легко контактировать с окружающими, адаптироваться в обществе, стать успешным в профессии. Какие существуют формы самооценки личности подростков и как им сформировать веру в себя, рассказывают психологи подросткового центра «Новое поколение».

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Уровни самооценки

Появившись на свет, ребенок начинает знакомство с окружающим миром. К подростковому возрасту он знает о нем довольно много, и его интерес переключается на самого себя, собственные ощущения, взаимоотношения с людьми. Начинается сложный психический процесс становления самосознания, неотъемлемой важной частью которого является самооценка.

Самооценка — представление человека о своей личности, собственных способностях и возможностях в восприятии и отражении окружающих. Психологи выделяют три уровня самооценки.

Завышенная

Необоснованно высокое мнение ребенка о своих склонностях и умениях. Такие дети направлены на малосодержательное общение, короткие поверхностные контакты. Для них характерны эгоцентризм, самолюбование, отсутствие толерантности.

Заниженная

Заниженная самооценка у подростков проявляется в недооценивании собственного потенциала и реализуемости. Это часто приводит к депрессивным состояниям, замкнутости, демонстрации агрессивности, безынициативности.

Адекватная

Тинейджер реалистично оценивает свои индивидуальные особенности, навыки, силы и возможности при выполнении задач, умеет анализировать ситуацию и находить выход из кризисных положений. Такие ребята уверены в себе, общительны, доброжелательны, интересны как личность.

Особенности формирования самооценки у подростков

Самооценка — лабильное понятие, которое меняется на протяжении всей жизни человека. Но особенно оно подвижно в переходном возрасте.

I стадия (10−11 лет)

Этот этап характеризуется повышенной самокритичностью. Большинство ребят дают себе негативную характеристику, выделяя лишь некоторые положительные черты. И хотя стремление к самооценке проявляется остро, подростки не умеют объективно анализировать персональные качества.

II стадия (12−13 лет)

Возраст, в котором начинает формироваться адекватная самооценка. Однако она носит периодичный характер и во многом ориентирована на чужую точку зрения, чаще всего сверстников.

III стадия (14−16 лет)

Время, когда самооценка подростков зависит от некоего эталона, который объединяет черты и качества разных людей. В то же время возникает быстрая самоидентификация в конкретный момент, основанная на сопоставлении себя и идеала.

Постепенно с развитием самопознания, становлением личности, изменением психоэмоциональных характеристик адекватность самооценки тинейджеров увеличивается.

Остались вопросы?
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Что влияет на самооценку подростка

На формирование самооценочной деятельности в переходном возрасте оказывают влияние многие факторы.

  • Хотя в пубертатном периоде начинается сепарация от родителей, их влияние на самооценку подростка еще очень велико. Одобрение, поддержка, вера в успешность ребенка помогают заложить в нем фундамент самоуважения и уверенности в себе. Постоянные придирки, критические замечания, психологическое давление формируют у подростка низкую самооценку.
  • Большую часть времени подростки проводят в школе, поэтому на их самооценку влияют суждения учителей. Необоснованные порицания, осмеяние, навязывание собственных взглядов со стороны преподавателей могут привести к затяжным конфликтам. В этом случае ребенок или будет стремиться к самореализации, к отстаиванию собственных личностных границ, или смирится с ситуацией и начнет ощущать себя ущербным неудачником.
  • Не менее значимым критерием признания личности в переходном возрасте является мнение сверстников. Хотя оценка друзей довольно субъективна, подростку важно, чтобы его замечали и о нем говорили.
  • Общение — значимая составляющая жизни подростков. Оно позволяет определить свое место в обществе, учит регулировать взаимоотношения, помогает установить идеалы, наметить жизненные ориентиры. Самооценка подростка корректируется в зависимости от правил группы, в которой он находится.

Рекомендации родителям

Современным подросткам особенно сложно сформировать адекватную самооценку в условиях негативного информационного потока и личностной обособленности в виртуальных сообществах. Поэтому для них характерны резкие перепады персонального рейтинга от полного самоуничижения до ощущения всевластности.

Подросток еще не может осознать границы своих возможностей, а значит, требует внимания и поддержки взрослых. Вот несколько советов от психологов центра «Новое поколение», как строить отношения с тинейджерами для формирования у них адекватной самооценки.

  • Никогда не сравнивайте собственного ребенка с другими детьми
    этим вы ущемляете его самолюбие.
  • Как можно больше разговаривайте и давайте постоянную обратную связь:
  • объясняйте, за что вы цените своего ребенка;
  • ошибки и промахи интерпретируйте как временные трудности;
  • помогайте с анализом сложной ситуации и с поиском выхода из нее;
  • замечайте и радуйтесь успехам;
  • подчеркивайте сильные качества.
  • Не забывайте:
    необоснованная похвала создаст у подростка такую же неадекватную самооценку, как и чрезмерная критика! Все высказывания должны быть корректными и мотивированными. Следите не только за словами, но и за интонацией, жестами, выражением лица — дети очень чутко реагируют на невербальные проявления.
  • Воспитывайте ребенка в атмосфере сотрудничества.
    Пусть молодой человек видит в вас друга, а не авторитарную личность. Подросток не должен бояться обратиться к вам с вопросом или за помощью.
  • Позволяйте подростку ошибаться:
    он только учится быть взрослым, а ведь ни одно обучение не обходится без промахов. Обсудите вместе допущенную ошибку, подумайте, что к ней привело и что надо сделать, чтобы ее не повторить.
  • Не старайтесь удовлетворить собственные амбиции за счет тинейджера.
    Не требуйте от него того, в чем не добились успеха сами.
Если по каким-то причинам вы не можете отправит ребенка в центр психологической поддержки , мы можем помочь вам онлайн
3000 ₽
Стоимость одной консультации
45 минут
Длительность одного занятия
Любой мессенджер
WhatsApp, Telegram, Skype
Удобный график
Вы сами выбираете время занятий
Индивидуально
Все занятия индивидуальны
Профессионально- Анонимно
Опытные специалисты найдут подход к любому пациенту
Ознакомительная сессия с психологом бесплатна и анонимна
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.

Специалисты нашего центра помогают оптимизировать самооценку подростка. Наша коррекционная программа построена на принципе выявления актуальной потребности и достижении желаемого результата. На протяжении всего пути к конечной цели происходит взаимодействие психолога и ребенка, обсуждаются плюсы и минусы, удачи и недочеты. Весь процесс анализируется.

Это помогает подростку понять, какие из его шагов привели к успеху, а какие к промаху. Таким образом, он видит, что надо предпринять, чтобы исправить ситуацию. У ребенка исчезает страх перед ошибкой, появляется уверенность в себе, возрастает самоидентификация.

Если ваш подросток испытывает проблемы с самооценкой, обратитесь за помощью подросткового психолога в центр «Новое поколение». Мы поможем ему «помириться» с собой!

Ознакомьтесь со  статьями от наших экспертов
Центр в экологически чистом районе

Закрытая территория с охраной и видеонаблюдением

Сбалансированное 4-х разовое питание и режим дня (смотреть меню)

Спортивно оздоровительный комплекс мероприятий ( занятия с тренерами ОФП, Йога )

Групповые игры и секции, занятия с репетиторами, обучение навыкам приготовления пищи ( под руководством шеф поваров )

Комфортные условия проживания VIP класса

Не более 20 человек в группе

Медицинское сопровождение ( регулярное обследование терапевтов, психиатров), семейные психологи ( восстановление психологического здоровья в сфере семьи и межличностных отношениях)

Круглосуточная поддержка взрослого персонала

Помощь в выборе учебного заведения и сопровождение семьи специалистами « Новое поколение « после окончания курса

С вашим ребенком будут работать дипломированные специалисты
Смотреть сертификаты
Щербаков Олег Викторович
Руководитель проекта
Опыт работы с девиантным поведением 12 лет
Абаева Яна Васильевна
Педагог
Окончила Ростовский Государсвенный медицинский университет. Преподает ЛФК- лечебно физическую культуру, включающую в себя программ ы: офп- общая физическая подготовка, функциональный тренинг, растяжка.
Павленко Кирилл Сергеевич
Консультант по химической зависимости
Специалист по работе с аддиктивными и зависимыми формами поведения
Вонсовская Елена Викторовна
Педагог - психолог
Сертифицированный специалист в области психологического консультирования, глубинной психологии,  судьбоанализа, системного подхода в психологической работе с семьями, групповой психотерапии.
Кожемякина Ксения Михайловна
Психолог - консультант, коуч
Специалист по работе с аддиктивными и зависимыми формами поведения. Сертифицированный специалист в области духовно-ориентированной психотерапии, виктимологии, телесно-ориентированной психотерапии, психосоматики, управления агрессией.
Коуров Артур Евгеньевич
Консультант по химической зависимости
Специалист по работе с аддиктивнными и зависимыми формами поведения
Укажите ваш номер телефона и мы пришлем PDF с программой мероприятий
Спасибо за заявку!
В ближайшее время мы свяжемся с вами
Ошибка! Что-то пошло не так.
Укажите ваш номер телефона и мы перезвоним вам,чтобы ответить на ваши вопросы
Спасибо за заявку!
В ближайшее время мы свяжемся с вами
Ошибка! Что-то пошло не так.
Экологическое место на берегу азовского моря
Азовское море является частью бассейна Черного моря. Удивительная аскетичная природа манит своей безграничностью и простором. Нахождение на морском азовском побережье сам по себе уже полезен для человеческого организма. Азовское море славится богатыми грязевыми и минеральными источниками, имеющими насыщенный биохимический состав. Этим и обусловлены их широкие лечебные свойства. Местная грязь обладает уникальным составом и лечит многочисленные заболевания. Высокое содержание сульфатов, водорастворимых солей и минеральных веществ – вот чем полезны грязи азовского моря.